Дело №2-3354-00                                                                                             20 октября 2000 года
                                      Р Е Ш Е Н И Е
                             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Октябрьский федеральный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Ивановой А.В. 
При секретаре Бутковой Н.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Розенкова Виктора 
Евгеньевича к Санкт-Петербургскому военному комиссариату о возмещении вреда, 
причиненного здоровью

Установил:
Розенков В.Е. является пенсионером Министерства Обороны РФ и получает пенсию 
по выслуге лет.
Истец обратился в Октябрьский федеральный суд Санкт-Петербурга с иском к 
Городскому военному комиссариату о возмещении вреда, причиненного здоровью, указывая, 
что в период прохождения воинской службы был направлен Министерством Обороны для  
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где выполнял служебные  
обязанности по ликвидации последствий катастрофы, подвергся радиационному 
воздействию и в результате получил вред здоровью, стал инвалидом третьей группы. Истец 4 
просит вынести решение о возмещении ответчиком вреда здоровью единовременно со дня 
причинения ему 3 группы инвалидности с 5 ноября 2000  года по 31 октября  2000 года в 
сумме 21886 рубля копеек 64 и с 1 ноября 2000 года ежемесячно до дня очередного 
переосвидетельствования 4 сентября 2004 года в сумме 1844 рубля копеек 38. В судебном 
заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель 3-го. лица Министерства Финансов РФ иск не признал.
Судья, выслушав объяснения сторону изучив материалы дела, находит иск 
обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Розенков Виктор Евгеньевич, 1966г. рождения, в 
период прохождения воинской службы был направлен Министерством Обороны для 
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1 августа по 28 августа 1986 
года выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на 
Чернобыльской АЭС, где подвергся радиационному воздействию. В результате полученного 
вреда здоровью, 05 ноября 1999 года Розенкову В.Е. установлена до 1 декабря 2004 года 
третья группа инвалидности с утратой трудоспособности 50 % вследствие заболевания, 
полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий 
аварии на Чернобыльской АЭС. Срок переосвидетельствования установлен 4 сентября 2004 
года.
Указанные обстоятельства подтверждаются документами.
Из документов пенсионного дела Розенкова В.Е., которые обозревались судом в судебном 
заседании,   следует,   что инвалидность истцу установлена именно в связи с полученным им 
увечьем при исполнении обязанностей воинской службы, при ликвидации последствий 
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец является пенсионером Министерства Обороны РФ, получает пенсию по 
выслуге лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших 
военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», которую выплачивает 
Санкт-Петербургский военный комиссариат.
В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся 
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, 
получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие 
чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы 
гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным 
воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по 
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в 
размере  заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты 
трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке 
предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда,   
связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Выплаты   денежных  сумм 
производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в 
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ Постановлением от 7 августа 1996 года № 944 «О порядке 
выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, 
семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших(умерших) в связи с катастрофой на 
Чернобыльской АЭС» определило, что выплаты сумм в возмещение вреда   производятся   
органами,   осуществляющими   пенсионное обеспечение. В данном случае таким органом 
является Санкт-Петербургский военный комиссариат.
Постановлением Конституционного суда РФ от 01.12.1997 г. признано 
неконституционным лишение военнослужащих пенсионеров, получающих пенсию за 
выслугу лет и ставших инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, права на возмещение 
вреда, причиненного их здоровью,  и определена гражданско-правовая обязанность 
государства по возмещению вреда, причиненного их здоровью, в связи с ликвидацией 
последствий аварии.
Пункт 4 Разъяснения Минсоцтруда РФ о порядке выплаты сумм в возмещение вреда 
военнослужащим запаса –инвалидам ЧАЭС отменен, правовые акты, ограничивающие по 
сравнению нормами ГК РФ размер возмещения вреда военнослужащим, ставших 
инвалидами в следствие Чернобыльской катастрофы, размерами получаемых ими пенсий, 
также признаны  недействительными.
Таким образом, военнослужащие ставшие  инвалидами и следствие катастрофы на 
Чернобыльской АЭС независимо от получения .ими пенсии за выслугу лет, по смыслу ст.42 
Конституции РФ должны иметь право на возмещение вреда, как и иные граждане 
пострадавшие от Чернобыльской катастрофы. Лишение их этого правда противоречит не 
только ст. 42, но и положениям ч.ч.1,2 ст.19, а также ч.3 ст. 55 Конституции РФ, 
исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
Истец выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на 
Чернобыльской АЭС вследствие чего получил увечье и стал инвалидом 3 группы  с утратой 
50 % профессиональной трудоспособности. Истец просит произвести расчет сумм в 
возмещение вреда здоровью исходя из должностного оклада и всех надбавок и доплат к нему 
за 12 месяцев военной службы перед наступлением инвалидности после увольнения  с 
военной службы в сентябре 1999 года. Это требование истца действующему 
законодательству не противоречит. Среднемесячный заработок истца исходя из заработка за 
12 месяцев военной службы перед установлением инвалидности составляет 2334 рубля 65 
копеек. Данная сумма подлежит индексации пропорционально росту минимальной оплаты 
труда с 1 июля 2000 года в 1,58 раза и среднемесячный заработок истца составит 3688 
рублей 75 копеек. Утрата профессиональной трудоспособности истца составляет 50 %, 
компенсация вреда здоровья будет составлять 1844 рублей 38 копейки ежемесячно до дня 
очередного переосвидетельствования 4 сентября 2004 года с последующей индексацией в 
установленном законодательством порядке.
Компенсация вреда, причиненного здоровью подлежит расчету с 5 ноября 1999 года 
по 31 октября 2000 года и составит за ноябрь 1999 года - 1844 рублей 38 копейки: 30 дней х 
26 дней ноября = 1598 рублей 46 копеек. За период с 1 декабря 1999 года по 31 октября 2000 
года то есть за 11 месяцев - 1844 рублей 38 копейки х 11 месяцев = 20288  рублей 18 копеек, 
а всего с 5 ноября 1999 года по 31 октября 2000 года единовременно должно быть взыскано в 
пользу истца в возмещение вреда здоровью 21886 рублей 64 копеек.
Согласно письму Главного Управления военного бюджета и финансирования от 28 
декабря 1998 года № 180/13/4 - 840 , суммы возмещения вреда выплачиваются органами 
социального обеспечения Министерства Обороны РФ через соответствующие  учреждения 
Сбербанка РФ путем зачисления сумм во вклады либо через предприятия связи с доставкой 
на дом за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Финансово – экономическое 
Управление Ленинградского военного округа своим письмом от 4 июня 1999 года 
разъяснило, что для выплаты единовременных сумм в возмещение вреда здоровью за 
прошлое время в учреждения Сбербанка органами социального обеспечения Министерства 
Обороны РФ надлежит направлять поручения и разрешения на выплату ежемесячных сумм в 
возмещение вреда здоровью. Исходя из изложенного, суд считает возможным постановить 
.соответствующее решение по вопросу обеспечения выплаты сумм в возмещение вреда 
здоровья истцу ответчиком. Одновременно с ответчика в соответствии со ст.95 ГПК РСФСР 
надлежит взыскать в Доход государства государственную пошлину в сумме 766 рублей 60 
копеек.
Руководствуясь ст.ст. 14, 50, 56, 95, 191, 197 ГПК РСФСР судья

	                        РЕШИЛ:
Обязать Санкт-Петербургский военный комиссариат направить в отделение 
Сбербанка .по месту получения Розенковым Виктором Евгеньевичем  пенсии  поручение  на  
единовременную  выплату Розенкову Виктору Евгеньевичу -в возмещение вреда здоровью за 
период с 5 ноября 1999, года по 31 октября 2000 года 21886 (двадцать одна тысяча восемьсот 
восемьдесят шесть 5 рублей копеек 64 и разрешение на выплату ежемесячных сумм 
возмещения вреда здоровью Розенкову Викторовичу с 1ноября 2000 года до дня очередного 
переосвидетельствования 4 сентября, 2004 года в сумме 1844рублей 38 копеек за счет 
средств выделяемых на пенсионное обеспечение с последующей  индексацией в 
установленном  законом порядке.
Взыскать с Санкт-Петербургского военного комиссариата в доход государства 
государственную пошлину в сумме 766 рублей 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                                А. Иванова

Комментарий к данному Решению суда.

Решение вступило в законную силу, Городская прокуратура Санкт-Петербурга и Президиум Горсуда Санкт-Петербурга считают, что решением вынесено правильно и отказались приносить протесты в порядке надзора. В настоящее время, как известно, в чернобыльский закон внесены изменения и данное решение уже не имеет той актуальности, но в связи с тем, что в настоящий момент в Конституционном суде РФ рассматриваются запросы ряда общественных чернобыльских организаций и просто заинтересованных граждан, то последние изменения внесенные в закон о ЧАЭС, в части определения сумм в возмещения вреда инвалидам ЧАЭС, могут быть признаны не конституционными и противоречащим общим правилам возмещения вреда здоровью. К этому мнению склоняются многие юристы, работающие в сфере соцзащиты инвалидов. Если конституционный Суд признает неконституционным указанные положения чернобыльского закона, то возмещение вреда будет вновь исчисляться по общим правилам, то есть, как исчислялось до этого. Если же Конституционный Суд не отменит отдельные положения Чернобыльского закона, касающиеся возмещения вреда, то инвалиды – чернобыльцы, вполне на законных основаниях, могут требовать у государства, на ряду с компенсацией возмещения вреда здоровью по п.25 ст.14 Закона о ЧАЭС в твердых суммах (инв.1 группы – 5000 руб., инв.2 группы- 2500 руб., инв. 3 группы- 1000 руб.), возмещение вреда здоровью по общим правилам, так как справка о потери трудоспособности, по которой и должно выплачиваться возмещение вреда здоровью, дает такое право, так как Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» №125-фз от 1998 г. и нормы Гражданского кодекса об обязанности возмещать причиненный вред здоровью в настоящее время не отменены.

Буду рад пообщаться на данную тему с людьми, которых также волнуют проблемы инвалидов-чернобыльцев, у которых есть практические решения тех или иных вопросов или своя точка зрения по этой теме, по возможности отвечу на все вопросы.

С Уважением Никифоров Дмитрий Геннадьевич. Телефон для связи (812) 371-2073. С 20 до 22 часов.

Hosted by uCoz